Сон. Явь. Ассоциации. Ты думаешь, что идешь в театр. В Красноярске. А приходишь в музей. В Петербурге. На входе тебя встречают грифоны, путь показывает ковровая дорожка, внезапно появившийся в зеркале, когда ты поправляешь прическу, Николай Васильевич Гоголь заставляет вздрогнуть. Он же, спящий в фойе второго этажа, вынуждает затаить дыхание и ступать осторожно, чтобы не потревожить сон. Ты заходишь в зал, устраиваешься в кресле и видишь тот же сон. В нем будут дивные экспонаты – «Три Грации" Боттичелли танцуют и уводят в эфемерность, в туман, клубящийся в столбах света; «Прекрасная Мадонна», на картине в золотой раме, окруженная ангелами, зовет, манит к себе очарованного художника, становясь вдруг Евой, дарующей ему роковой плод; «Портрет Смерти» – гротескной старухи с дребезжащим голосом, оставшийся ненаписанным, будет еще долго звучать в твоих ушах песней про птичку, далекий путь и пресветлый рай; «Полет над городом» оборвется, столкнувшись с невидимой скалой осознания неуловимости мечты. Эта странная картинная галерея заворожит до мурашек своей мистической красотой. А невероятная музыка, сопровождающая твою экскурсию, отправит фантазию в полет по смыслам, контекстам и ассоциациям. Но есть еще и другие залы, там, в стеклянной витрине – «Шинель». Необычная. Она меняет фасон, цвет, размер. Она вырастает как театральный занавес, она летает, манит, завлекает. Она рождает персонажей, лепит их, меняет, коверкает и хоронит. И как бы не старался Николай Васильевич направить своих героев в нужное русло, они не хотят подчиняться, они сопротивляются уходят в свою жизнь, впитывая по пути дополнительные смыслы и краски. Никогда прежде мы не видели жалкого маленького чиновника Башмачкина молодым, красивым, одержимым страстью и мечтаниями, не сопереживали ему так остро, не сочувствовали с такой горечью его потере. Никогда еще так буквально и масштабно мы не наблюдали канцелярскую бюрократию, существующую лишь для поглаживания эго власть имущих. А, казалось бы, всего лишь стулья, но чем они выше, тем больше давят на простого человека своей «значимостью», пусть даже заняты они никчемными, пресыщенными болванами. Экспозиция становится подиумом и концертной площадкой одновременно. Сон подмигнет реальности образом фрика-Моргенштерна, поющего песню Робби Уильямса на музыку Прокофьева. Дефиле превратится в светский шабаш. Никогда еще Невский проспект не был таким чахоточно-разнузданным шествием по красной дорожке, воскрешающим в памяти бал Сатаны. Но «все обман, все не то, чем кажется» - и вчерашнее внимание общества переходит в жестокие насмешки и неприятие, нежная нимфа приводит художника в публичный дом, праматерь убивает. В какой миг случилась эта метаморфоза и мечта превратилась в навязчивую идею, в одержимость, сломавшую в итоге не одну жизнь. Пронзительная грусть несбывшегося не покидает и после окончания спектакля. Но его стоит увидеть и почувствовать. «Гоголь. Экспонаты». Красноярский ТЮЗ. #krastuz #штб #ГогольЭкспонаты https://www.eterekhina.com/%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B

Теги других блогов: театр музей экспонаты